В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138

Псалом изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлено без Его промысла ни малейшее движение помысла нашего (Афанасий).

1 Господи, искусил мя еси, и познал мя еси: Ты познал еси седание мое и востание мое.

Пророк говорит: Господи, Ты совершенно знаешь меня. Искушение (испытание) для человека есть не только бедность и печаль, но и богатство и благоденствие; и как в печальных обстоятельствах мы испытываемся, можем ли мужественно переносить случившееся, так и благоденствием испытываемся и оказываемся часто надменными благополучием. Господь и прежде искушения знает В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 нас, но испытанием дает и нам познать самих себя. Сидением и восстанием он изображает всю жизнь, – ибо в этом проходит вся наша жизнь: в делах, в движениях, во входах и выходах (Василий В., Златоуст).

2 Ты разумел еси помышления моя издалеча:

Задолго прежде рождения человека Господь уже предвидит не только поступки его, но предусматривает даже будущие помышления. Тот, кто знает помыслы, находящиеся в уме, не имеет нужды в испытании человека посредством дел, но допускает это последнее для того, чтобы самого испытываемого сделать более опытным (Златоуст, Феодорит).

3 Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси.

Стезею В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 и ужем (частью пути) Пророк назвал всю свою жизнь, которую Господь в точности знает; а под путями – разумеет всякое движение помысла, которое Господь провидит как Сердцеведец прежде, нежели он придет в исполнение (Златоуст, Афанасий).

4 Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси.

Это величайший признак добродетели, которой особенно требует Христос: аще не обратитеся и не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3), разумея незлобие, безхитростность, прямоту и простоту (Златоуст).

5 Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.

Вся последняя и древняя указывают на то, что Господь В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 не только помышления и дела предвидит, но знает все, что было и будет. Возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа Святаго, подобно тому, как апостолы возложением рук преподавали Духа Господня (Афанасий, Златоуст).

6 Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему.

Мы понимаем только бытие Бога, а что есть Бог по Своему существу, того не понимаем; также знаем, что Бог вездесущ, а как Он вездесущ, того не знаем; знаем также, что Он благ и человеколюбив, и премудр, и всесилен и имеет другие подобные свойства, а сколько Он благ и премудр, не знаем. Так и Павел говорит, что Он В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 есть, мы знаем, а того, что Он есть по существу, не знаем: веровати подобает приходящему к Богу, яко есть (Евр. 11, 6). Не возмогу к Нему, то есть знание не может быть обнято моим умом (Златоуст, Василий В., Синаит).

7 Камо пойду от Духа Твоего; И от лица Твоего камо бежу;

8 Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси.

9 Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря:

10 И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.

Духом называет Духа Святаго, а лицем Божиим – Сына, как образ Отца (Ин. 14, 20). Как страшно вездеприсутствие Божие, что силы В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 Божией невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился во ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря. И не сказал: куда бы я ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы не пошел, Ты там: тамо, говорит, я Тебя застаю, яко Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7) – говорит премудрый Соломон (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст).



11 И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей.

Если пытаюсь укрыться во тьме ночной, и тогда не останусь в безвестности, потому что и тьма для Бога есть свет В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 (Феодорит).

12 Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится: яко тма ея, тако и свет ея.

Это сказано в собственном смысле о стихиях, что если Бог захочет, то и ночи будет так свойственен свет, как и дню, ибо для Него нет тьмы, так как Он Сам есть Свет; а в переносном смысле здесь указывается на утешение в скорбях (Златоуст).

13 Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

Божественное Писание показывает здесь, что Творец природы Собственною силою (образует и животворит) плод во чреве матери. Под утробами Пророк разумеет всего себя, выражая частью В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 органов целого человека (Златоуст).

14 Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело.

Давид, проникнув в неизмеримую глубину Божией премудрости, удивился со страхом и трепетом непостижимости и безмерности чудес Его: и, обратясь к своей ничтожности, говорит: Ты создал меня – но я не знаю, как создал; Ты промышляешь – но я не могу обнять умом всего Твоего промышления; Ты присутствуешь везде – но я не постигаю и этого (Златоуст).

15 Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.

Ничто не может утаиться от Тебе, сотворившего человеческое естество в тайной художественной храмине природы В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138. Ты совершенно знал меня и тогда, когда я только составлялся по частям; Ты знаешь каждый член и даже приращение его. И если разрешусь и обращусь я в персть, то и это также ведомо Тебе (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

16 Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся, и никтоже в них.

Бог знает изначала все, прежде чем оно придет в бытие. Несоделанное мое (зародыш мой) Ты видел прежде, нежели я был образован и получил свой вид. Под книгами разумеет всеобъемлющее Божие ведение и ничего не забывающую Божию память (Епифаний, Феодорит, Иероним).

17 Мне же зело честни В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.

18 Изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с Тобою.

Это великая добродетель – иметь в великой чести друзей Божиих; тот может быть благонадежен, что и в воскресении с ними станет, и ради них приобретет и себе честь от Бога (Златоуст, Афанасий).

19 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене.

Кому любезны друзья Божии и драгоценны, тот отвращается от сообщества грешников, зная противный их дух. Высшее изъяснение этих слов таково: злые и грехолюбивые помыслы удаляют человека от Бога, как написано: строптивая бо помышления отлучают от Бога (Прем. 1, 3). Но В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 когда человек, приклонившись к молитве, умертвит и погубит эти грешные и богопротивные помыслы, тогда человек может встать от земной персти греха, и прибегнуть к Богу; и это-то значат слова: востах и еще есмь с тобою, как был и прежде (Феодорит, Никита).

20 Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя.

Называет причину, по которой удаляет от себя грешников: потому, что они прекословят и противоборствуют Богу злоумышленно, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческой жизнью, напрасно заселяя грады, и поступают беззаконно по непреклонности сердца (Афанасий).

21 Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях;

22 Совершенною ненавистию возненавидех В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 я: во враги быша ми.

Это особенный знак дружбы: быть врагом и противником противнику Божию. Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу, кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе человеческой. Должно ненавидеть не врагов, но злые дела и превратные мысли их. Человек есть творение Божие, а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским. Их нужно ненавидеть как законопреступников, а сожалеть о них, как о людях и, по естественной сострадательности к ним, оплакивать их, а по причине великого развращения их и лукавства опять гнушаться ими. Давидово слово научает нас совершенною ненавистию возненавидеть бесов как В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 врагов нашего спасения. Надлежит нам возненавидеть похвалу человеческую и упокоение тела, чрез которые и без нашего хотения прозябают в нас лукавые помыслы; потому что сластолюбивое сердце безсильно питать ненависть к бесам (Златоуст, Августин, Феодорит, Марк, Феодор Эдесский).

23 Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя.

24 И виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

Пророк умоляет Владыку в точности исследовать движения его сердца, и если найдется что-либо противное заповедям исправить Своею Премудростию. А как можно быть наставлену на путь вечен? – Получив от Бога помощь и присовокупляя возможное В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138 и от себя. Это изречено блаженным Давидом, но и всем желающим предлагается в повод ко спасению (Златоуст, Феодорит).


documentatqvafp.html
documentatqvhpx.html
documentatqvpaf.html
documentatqvwkn.html
documentatqwduv.html
Документ В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138